Разъяснение по сотовым мошенникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Кетовский детский сад общеразвивающего вида №4"

 

Разъяснение по сотовым мошенникам

 

Прокуратура района разъясняет:

Статья на тему: «Понятие социальной инженерии. Как защитить себя и своих близких от телефонных мошенников?».

Вопросы борьбы с «сотовыми» мошенничествами на сегодняшний день не те-ряют своей актуальности и даже имеют повышенный общественный резонанс в связи с резким увеличением таких преступлений.

В последнее время получило широкое распространение такое понятие, как «социальная инженерия» - это метод получения необходимого доступа к информа-ции, основанный на особенностях психологии людей. Основной целью социальной инженерии является получение доступа к конфиденциальной информации, паролям, банковским данным и другим защищенным системам. Хотя термин социальной ин-женерии появился не так давно, сам метод получения информации таким способом используется довольно долго

Выбор той или иной техники социальной инженерии зависит не только от уже известного знания об объекте воздействия, но и от непосредственной ситуативной практики взаимодействия с ним.

Различаются такие техники, как: 1. Фишинг - это вид интернет-мошенничества, целью которого является полу-чение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логинам и паролям);

2. Телефонный фрикинг - термин, описывающий эксперименты и взлом теле-фонных систем с помощью звуковых манипуляций с тоновым набором;

3. Претекстинг - это набор действий, отработанных по определенному, заранее составленному сценарию, в результате которого жертва может выдать какую-либо информацию или совершить определенное действие;

4. Обратная социальная инженерия - данный вид атаки направлен на создание такой ситуации, при которой жертва вынуждена будет сама обратится к злоумыш-леннику за «помощью».

5. Троянский конь - это техника основывается на любопытстве, страхе или других эмоциях пользователей. Злоумышленник отправляет письмо жертве посред-ством электронной почты, во вложении которого находится «обновление» антивиру-са, ключ к денежному выигрышу или компромат на сотрудника. На самом же деле во вложении находится вредоносная программа;

6. Дорожное яблоко - этот метод представляет собой адаптацию троянского коня и состоит в использовании физических носителей (CD, флэш-накопителей). Злоумышленник обычно подбрасывает такой носитель в общедоступных местах на территории компании.

Государством принимаются многочисленные меры по предотвращению таких фактов, раскрытию преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответ-ственности. Правоохранительными структурами, средствами массовой информации, общественными и иными организациями проводится большая работа, направленная на правовую пропаганду населения в целях предостережения граждан от преступных посягательств данного вида.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, случаи завладе-ния телефонными мошенниками денежных средств граждан путем их обмана, про-должают иметь место и эти случаи приобрели массовый характер.

В 2020 и 2021 годах на территории района зарегистрировано более 70 преступ-лений, совершенных с использованием средств сотовой связи.

Характерной особенностью мошенничеств указанной категории является сам механизм совершения преступления.

Так, злоумышленники, а это, как правило, хорошо организованные и техниче-ски обеспеченные группы, посредством сети Интернет устанавливает номерные ем-кости абонентских номеров различных операторов сотовой связи в регионах не тер-ритории России, после чего, используя имеющиеся у него сотовые телефоны, осу-ществляет рассылку СМС-сообщений на номера ранее незнакомых лиц, у которых планирует похитить денежные средства, либо осуществляют непосредственно звонки на указанные номера телефонов. При этом преступник сообщает ложные, не соответ-ствующие действительности сведения о том, что кредитная либо расчетная карта владельца абонентского номера заблокирована и для ее разблокирования необходимо связаться с сотрудником банка, представителем которого представляется сам зло-умышленник.

При этом указывается тот номер телефона, на который, по замыслу мошенни-ка, лицо будет осуществлять звонок. После того, как владелец абонентского номера звонит на указанный номер телефона, злоумышленник, представившись сотрудни-ком банка либо сотрудником вымышленного «отдела безопасности по банковской системе платежей и переводов», вводит его в заблуждение и под предлогом разбло-кирования карты получает информацию о том, подключена ли к расчетному счету услуга «мобильный банк». В случае подключения такой услуги, мошенник, опять же путем обмана получает конфиденциальную информацию о номере банковской кар-ты, сроке ее действия и CVC-коде (т.е. коде проверки карты), достаточной для управления денежными средствами, находящимися на лицевом счете.

Далее мошенник, либо его соучастник, в осуществление своего преступного умысла подтверждают информацию о том, что банковская карта якобы заблокирова-на и под предлогом ее разблокирования получают устное согласие от потерпевшего на осуществление операций по карте. И уже после этого преступник или преступни-ки, используя компьютерную технику с поддержкой сети Интернет, похищают де-нежные средства с банковской карты гражданина посредством безналичного перево-да через интернет-сайты различных компаний на счета абонентских номеров опера-торов сотовой связи, подконтрольных этим лицам, в связи с чем получают возмож-ность распорядиться похищенным (обналичивание, оплата товаров или услуг и т.д.).

В том случае, если услуга «мобильный банк» у гражданина не подключена, то мошенник в ходе телефонного разговора с владельцем банковской карты просит по-дойти к ближайшему банкомату и осуществить ряд операций. Получив согласие от потерпевшего, злоумышленник сообщает в ходе телефонного разговора алгоритм действий с банковской картой и банкоматом и буквально под диктовку преступника жертва мошенничества переводит денежные средства со своего счета на расчетные счета или абонентские номера, названные мошенником, в результате чего у послед-него также появляется возможность распорядиться денежными средствами потер-певшего.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИ-ЧЕСТВА:

«НЕ ДОПУСТИТЬ НЕЗАКОННОГО СІІИСАНИЯ ВАШИХ ДEHEГ»

Мошенники, представляются сотрудниками безопасности банка, либо еди-ной службы безопасности банков, сообщают, что была попытка незаконного списа-ния средств со счета банковской карты и чтобы остановить эту транзакцию нужно

назвать реквизиты карты (номер, ФИО держателя карты, CVV-код) и данные о сумме на счету карты.

«ВАША КАРТА ЗАБЛОКИРОВАНА»

С номеров, которые похожи на сервисный номер Сбербанка (900), например

«9ОО» (используются буквы «О»), 9 0 0 (используются пробелы между циф-рами), на Ваш телефон поступает ЅМЅ-сообщение с текстом, что банковская карта заблокирована. После чего мошенники пытаются узнать реквизиты карты и пароли доступа в личный кабинет.

«ДОЛГ ПО КРЕДИТУ»

Неизвестный представляется сотрудником банка и просит погасить задолжен-ность по кредиту, который Вы не брали и в ходе разговора уточняются данные карты (ПИН-код, CVV—код и срок действия карты).

«КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ»

Мошенник под видом покупателя сообщает, что желает приобрести товар, но проживает в другом городе и предлагает оплатить товар путем перечисления де-нежных средств на Вашу карту. Для этого он просит Вас назвать номер карты, вла-дельца карты, срок действия карты, код на обратной стороне, а так же сотовый но-мер, привязанный к карте, либо по умолчанию использует номер, указанный в объ-явлении. После получения этих сведений мошенник использует данные о карте для оплаты покупок в сети Интернет.

Другой вариант, когда мошенник, выступающий в роли «покупателя» предла-гает Вам пройти к банкомату и, якобы произведя некоторые операции, получить деньги.

Также злоумышленник под видом продавца просит у Вас предоплату за то-вар, а при получении денег перестает выходить на связь. Либо предлагает пройти по направленной Вам ссылке для авторизации, где необходимо выведение Ваших персональных данных.

«КОМПЕНСАЦИЯ»

Неизвестные звонят по телефону, представляясь следователями правоохрани-тельных органов, сотрудниками прокуратуры, и сообщают о возможности возме-стить стоимость услуг адвоката, а также получить моральную компенсацию за при-обретенные фальсифицированные биодобавки или лекарства, а для ее получения необходимо оплатить пошлину.

«ОШИБОЧНЫЙ ПЕРЕВОД»

Вам приходит ЅМЅ-сообщение о поступлении средств на счет, переведен-ных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переве-дены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильные переводом» либо пе-ревести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списы-вается с Вашего счёта.

«ПОМОЩЬ ДРУГУ»

Неизвестные путем взлома аккаунта друга в социальной сети, направляют Вам сообщение с просьбой пополнить счет или в долг перевести на банковскую карту деньги.

«РОДСТВЕННИК В БЕДЕ»

Под видом близких родственников мошенники звонят Вам по телефону и со-общают, что задержаны за совершение какого-либо преступления или дорожно- транспортного происшествия с жертвами. Для освобождения от уголовной ответ-

ственности просят перечислить денежные средства через банкомат или передать ку-рьеру.

Большую часть пострадавших от данного вида преступных посягательств со-ставляют женщины в возрасте от 35 до 50 лет, работающие в бюджетной сфере, и пенсионеры. С одной стороны, это обусловлено неглубокими познаниями данной ка-тегории граждан в сфере обслуживания банковских карт и зачастую они попросту не знают простые правила безопасности при их использовании.

С другой стороны немаловажное значение оказывает психологический фактор, который проявляется в создании у жертвы преступления чувства беспокойства за со-хранность денег и необходимости незамедлительного совершения действий, направ-ленных на их сбережение. В печальном итоге, все происходит наоборот.

Расследование уголовных дел данной категории является трудоемким и осложняется, в первую очередь, тем, что следователями по таким делам очень часто направляются поручения о выполнении отдельных следственных действий своим коллегам из других областей, а это, в свою очередь, занимает продолжительное вре-мя. Также длительное время исполняются ответы на запросы из сотовых компаний, ряд следственных действий можно провести только с судебного разрешения. Все эти, и другие обстоятельства, приводят к продлению процессуальных сроков предвари-тельного расследования. А если к уголовной ответственности привлекается лицо (или группа лиц), совершивших ряд сотовых мошенничеств в отношении граждан, проживающих в разных субъектах Российской Федерации, следствие по таким уго-ловным делам может производиться длительное время.

Другой особенностью расследования таких уголовных дел является тщатель-ная подготовка преступников к совершению преступлений, обладание ими специ-альными познаниями в сфере обслуживания банковских карт, а также активное со-крытие следов преступлений.

Можно отметить следующие обстоятельства, способствующие снижению ре-зультативности раскрытия преступлений, связанных с мошенническим хищением денежных средств граждан:

- частая смена телефонов и сим-карт злоумышленниками, что не дает возмож-ности оперативно определить лицо, использующее их при совершении преступле-ний;

- оформление сотовыми компаниями сим-карт без подтверждения документа, удостоверяющего личность лица, оформляющего договор на оказание ему услуг, а также оформление менеджерами большого числа сим-карт на одного из лиц, ранее приобретавших сим-карты, либо передача их без оформления на кого-либо;

Несмотря на имеющиеся трудности, правоохранительными органами преступ-ления данного вида раскрываются, виновные лица привлекаются к уголовной ответ-ственности и предстают перед судом.

Для того, чтобы уберечь себя и своих близких от телефонных мошенников нужно помнить и соблюдать ряд простых правил:

1. В сообщениях настоящих банков никогда не указывается номер сотового те-лефона для связи. У каждого банка есть федеральный или городской номер кругло-суточной поддержки. Поэтому, при поступлении на телефон СМС-сообщения о бло-кировке банковской карты не нужно звонить на указанный в сообщении номер, а по-звонить на тот номер, который указан на оборотной стороне Вашей карты (звонок бесплатный) и уточнить поступившую информацию. Также можно обратиться в ближайшее отделение банка, обслуживающего Вашу карту.

2. Если Вы все-таки осуществили звонок на указанный в СМС-сообщении но-мер и Вас убеждают осуществить ряд финансовых операций, ни в коем случае не нужно сообщать любые сведения о Вашей карте (номер, срок действия, CVC-код или ПИН-код), в том числе кодовое слово, а напротив, уточнить, из какого Банка звонят, известны ли этому лицу Ваши анкетные данные (ФИО, дата рождения, место жи-тельства), поскольку у специалистов настоящего банка должна быть эта информация.

3. Запомните, что выяснять по телефону данные банковской карты могут толь-ко мошенники. Кредитные организации и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов или 3-x значного кода. Никакие сотрудники государственных правоохрани-тельных органов не могут предлагать Вам перечислить деньги за что-либо или тре-бовать выполнить действия, которые Вам рекомендуют совершить якобы банковские служащие, у них нет таких полномочий.

4. Банки не сохраняют денежные средства на так называемых «специальных» счетах, поэтому любые действия по переводу денег, которые Вас просят совершить на другом конце провода, направлены на их хищение путем мошенничества,

Поэтому осуществлять переводы денежных средств на какие-либо счета ни в коем случае нельзя!!!

Заместитель прокуратура района

советник юстиции А.В. Мартыненко

А.В. Мартыненко, тел. 8 (35231) 2-38-33

Дата последнего обновления страницы 01.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения